Образовательная программа
Модули образовательной программы:
- Введение. Актуальность разработки программы.
- Информационная справка (характеристика гимназии, принципы образовательной политики),
- Аналитическое обоснование программы: здоровье детей, уровень обученности учащихся, воспитательная работа, социализация и адаптация учащихся, удовлетворение образовательных потребностей и социального заказа.
- Цели, задачи и приоритетные направления работы гимназии.
- Учебный план с пояснительной запиской.
- Программное обеспечение образовательного процесса.
- Система внеурочной деятельности и дополнительного образования.
- Особенности организации образовательного процесса.
- Система аттестации и контроля качества обучения.
- Использование современных технологий обучения.
- Система воспитательной работы.
Управление реализацией образовательной программы.
6.2. Гимназией разработана Образовательная программа на период 2011-2016 год отдельно для I ступени в соответствии с внедрением ФГОС.
Модули образовательной программы:
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
- Учебный план образовательного учреждения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
- Программы отдельных учебных предметов, курсов.
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Используемые понятия, обозначения, сокращения.
- Договор о предоставлении общего образования.
6.3. Назначение данной программы (для I, II, III ступеней) - это нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, кадрового, программно-методического обеспечения, оценочной политики и управления. Образовательная программа гимназии определяет стратегию совершенствования системы образования в соответствии с развитием системы образования района, города.
Цели разработки программы - определение общей стратегии развития образования в гимназии, определение роли и места гимназии в образовательной сфере района и города, приведение системы образования в гимназии в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.
Основная цель и задачи гимназии – подготовка учащихся к жизни в обществе, поэтому вся деятельность коллектива гимназии направлена на создание эффективной системы образования, получение нового качества общего образования учащихся на основе введения профильного обучения и углубленного изучения гуманитарных предметов; образовательной системы, построенной на патриотизме, любви к родной земле, истории, культуре, понимании, что русский человек – это гражданин, готовый защищать свое Отечество и народ, свои традиции; вместе с тем признающий и знающий мировую историю и культуру разных народов, природные явления, основы наук, искусств, техники.
Помимо формирования у учащихся общеучебных и специальных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей (информационных, коммуникативных, социально-правовых, самосовершенствования и саморазвития деятельности) педагогический коллектив уделяет особое внимание научению учащихся широкому кругу трудовых умений и навыков: самообслуживания, труда, помощи ближнему человеку, домашнего труда, труда по воссозданию разрушенных святынь, технического и сельскохозяйственного труда и т.д.
Развитие у учащихся, Богом данных им, талантов и способностей осуществляется через возможно раннее их обнаружение (диагностика задатков и наклонностей ребенка), пробуждение интереса к различным сферам жизни и деятельности: искусству, науке, ремеслам – и создание условий в гимназии для их становления.
Самореализация участников образовательного процесса осуществляется через рост их личностных достижений, всесторонний анализ успехов, трудностей, построения индивидуальных образовательных маршрутов; формирование физически и нравственно здоровой личности, образованной и культурной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, имеющей подготовку в области информационных технологий.
Реализация поставленной цели предполагается посредством внедрения проектов «Здоровье» и «Предпрофильное и профильное обучение».
Соблюдение прав учащихся и их социальная защищенность, прежде всего, предусматривает право на духовную безопасность, ограждение ребенка от любых пагубных влияний, искажающих нормальное духовно-нравственное и психическое развитие ребенка. Весь педагогический коллектив, по благословению духовника гимназии, включен в решение этой задачи.
Образовательная программа ориентируется на содержание федерального государственного стандарта с углубленной подготовкой предметов гуманитарного цикла и построена на первой заповеди врача «не навреди».
Социальная защищенность учащихся обеспечена продуманной организацией времени, проводимого ими в гимназии, обеспечением питанием учащихся, рациональным режимом отдыха ежедневно и в каникулярное время.
В гимназии соблюдаются все права, предусмотренные «Конвенцией о правах ребенка».
Специфика образовательного учреждения предполагает внимательное отношение к духовно-нравственному состоянию учащихся. Ответственным за эту составляющую педагогического процесса является духовник гимназии, которому помогают еще пять священников, духовно окормляющих коллектив гимназии: учащихся, педагогов, родителей, других членов семьи учащихся – в церковных службах и таинствах исповеди и причастия, проповедях в храме и внебогослужебных беседах как коллективных, так и индивидуальных.
Психический статус учащихся отслеживается педагогами и священниками с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. В гимназии работает на договорной основе профессиональный психолог, консультирующий учащихся по просьбе родителей и педагогов, педагогов и самих родителей. Консультации психолога особенно важны для невоцерковленных семей, не имеющих опыта духовной жизни в Церкви.
6.4. Приоритетные направления работы – обеспечение безопасности, содействие укреплению здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся и педагогов; повышение качества образования и контроля за качеством получаемого образования; усиление воспитывающей функции образования; формирование устойчивой мотивации к обучению; активное внедрение профильности в образовательный процесс; организация досуга обучающихся, способствующего укреплению здоровья, развитию обучающихся, их социолизации в обществе; совершенствование профкомпетентности педагогов в вопросах развивающего обучения, экологизации, гуманизации обучающихся.
С 2008 года гимназия разрабатывает учебно-методическую тему: «Внутришкольная система формирования и развития учебно-познавательной компетентности учащихся». Разработка темы планируется до 2015 года. Результатом разработки будут являться повышение качества преподавания и обученности, публикации методического характера в педагогических изданиях педагогов, выпуск коллективной монографии по теме. Помощь в работе над общегимназической темой осуществляет факультет повышения квалификации и переподготовки работников образования МПГУ (С.Г. Воробщиков, Н.К. Винокурова и др.)
6.5. Социодиагностика родителей и учащихся гимназии определила выбор предпрофильного и профильного обучения. Предпрофильная подготовка реализуется в рамках проектной деятельности, профильная – в рамках учебного плана. Для старшей гимназии с 2007-2008 году существует три направления: естественно-научное, математическое, гуманитарное (нынешний 11 класс – углубленное изучение предметов гуманитарного цикла).
Родители поддерживают образовательную политику гимназии, включающую социальный заказ и пути его реализации.
Таблица №11.
Реализация социального заказа
Социальный заказ
Пути его реализации
1. Формирование физически здоровой личности, укрепление здоровья обучающихся.
- активная работа в рамках проекта гимназии «Здоровье»
- изучение психического, физического и нравственного здоровья
- улучшение медицинского обслуживания
- активное использование педагогами здоровье сберегающих технологий
- недопущение перегрузки учащихся
- оптимальная организация рабочего дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей
- привлечение максимального количества детей к занятиям спортом
- экологизация знаний в каждом учебном предмете
2. Повышение качества образования
- обеспечение оптимального сочетания базового и вариативного обучения, расширение спектра развивающих предметов
- совершенствование учебного плана основного и дополнительного образования, их учебных программ
- развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей и за счет усиления воспитывающей функции обучения
- активное внедрение основ практико-ориентированного обучения
- обучение учащихся современным технологиям получения знаний, оказание им помощи в освоении современной информационно-технологической культуры
- развитие эффективности в формировании общеучебных и специальных умений и навыков
- отработка мониторинга уровня обученности и преподавания
3. Освоение духовных и культурных ценностей
- ориентация работы педагогического коллектива на раскрытие творческого потенциала каждого ученика
- совершенствование творческой атмосферы путем введения проектной деятельности
- усиление туристско-экскурсионно-музейной деятельности как фактора социализации обучающихся
- более активное привлечение школьников к творческим конкурсам в гимназии, округе, городе ( интеллектуальные марафоны, турниры, олимпиады, конференции и т.д.)
- вовлечение в работу с учащимися представителей науки и культуры
4. Воспитательная работа
- организация воспитательной работы в духе православных традиций
- закрепление традиций гимназии
- совершенствование работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования
5. Совершенствование системы управления
- переход гимназии в режим развития
- создание банка информации на основе анализа и коррекции образовательной ситуации в гимназии
- решение вопросов финансирования, поиск дополнительных источников
- формирование творческого коллектива учителей с инновационным потенциалом
- более активное внедрение лучшего педагогического опыта в практику и распространение своего опыта
Запросы родителей и обучающихся выполняются благодаря гибкости создаваемой модели многофункциональной гимназии, системой дополнительного образования, воспитательной системой, где реализуется проектная деятельность разных уровней и разных видов, система индивидуально-групповых занятий и консультаций с гимназистами как с учащимися, требующими разъяснений по той или иной теме, так и с сильными, мотивированными, одаренными детьми.
6.6. Принципы образовательной политики гимназии
- сохранения здоровья участников образовательного процесса (физического, психического, нравственного);
- ориентации на максимально возможное развитие задатков и способностей ребенка, высокий уровень эрудиции и знаний по всем областям знаний
- комфортность условий обучения в гимназии
- любви и добра к людям
- формирования культуры поведения, общения, жизни в семье, быту, обществе в соответствии с традициями христианства и православия
- модернизация материально-технической и учебно-методической базы.
Эффективное решение проблем современного образования на уровне гимназии возможно лишь при условии программно-целевого управления его развитием, которое позволяет рассматривать гимназию как систему, способную к саморегуляции и к самосовершенствованию.
В гимназии созданы условия в урочное и внеурочное время для достижения учащимися как базового образования, так и образования по возможностям, способностям, интересам, сохранения здоровья, развития личности, скорейшей социальной адаптации, что позволяет заявить о работе гимназии в режиме развития, о создании в гимназии единой образовательной среды, включая урочную и внеурочную деятельность.
Так как учащиеся гимназии имеют разный уровень обучаемости, то важным для педагогического коллектива является индивидуализация образования, проблема формирования общеучебных и интеллектуальных умений и навыков, формирование устойчивой мотивации и развитие познавательного интереса.
Педагогическим коллективом гимназии ведется активное внедрение педагогических технологий: информационные технологии, рейтинг, проектное обучение, модульное обучение, деятельностный и исследовательский методы, игровые технологии.
Педагогический коллектив гимназии работает и по совершенствованию и внедрению различных форм организации учебного процесса: игровая деятельность на личностно-ориентированной основе; классно-урочная деятельность с доминированием игровой деятельности; классно-урочная деятельность с доминированием деятельностного метода; классно-урочная деятельность с формированием навыков самостоятельной работы, с использованием элементов проектной деятельности; классно-урочная деятельность, приближенная к вузовской, с использованием элементов лекционно-семинарской системы, с активным использованием проектно-исследовательской деятельности на основе информатизации, с использованием модульного обучения (на 3 ступени обучения); уроки-дискуссии и уроки-диспуты.
Все формы организации учебного процесса основаны на применении здоровье сберегающей, личностно-ориентированной образовательных и развивающих технологиях.
Администрация НОЧУ «ГИМНАЗИЯ СВЕТ» и педагогический коллектив считают, что в результате реализации этой программы удастся:
- выполнить социальный заказ;
- повысить уровень обученности, интеллектуального развития и физического здоровья школьников;
- обеспечить самоопределение учащихся;
- повысить уровень профессионального мастерства, квалификации педагогов;
- обеспечить работу гимназии в режиме развития;
- отработать модель многофункциональной гимназии для социальной защищенности учащихся на основе соответствующих образовательных программ.